Данной публикацией я открываю цикл статей «Наемный работник», в котором постараюсь максимально близко к реалиям освятить особенности наемного труда с точки зрения рядового наемника. Под рядовым наемником я понимаю сотрудника предприятия, не имеющего участия в капитале предприятия, родственных или иных тесных связей с руководством или владельцем предприятия, и получающего фиксированный оклад за свою трудовую деятельность. Стиль изложения несколько резкий, но я и не планировал нянчиться и раздавать розовые очки.

Преамбула
Главное правило наемного работника – не участвовать эмоционально в работе «на дядю». – Любое движение, любой вклад в развитие предприятия – это лишь вклад в благосостояние его хозяина. Важно понять: Если ты грамотно настроил компьютер – ты настроил компьютер хозяина. Если ты «рыл землю», в ущерб семье и здоровью, сидя по 12 часов в сутки на работе; если ты добился более выгодного контракта с более выгодными условиями; и т.д., и т.п. – ты заработал не себе, а хозяину фирмы. Ты старался не для себя, и с точки зрения работодателя твоя заслуга – не так уж и значительна, чтобы обращать на нее какое-либо внимание.

Инициатива
При поступлении на новую работу многие хотят проявить себя в выгодном свете. Особенно, если прием сопровождается испытательным сроком. Вот примерные варианты развития дальнейших событий и следующих за ними последствий для инициативного работника.
1. Инициатива с радостью принимается работодателем, ответственность за которую тут же возлагается на новоявленного рационализатора. Это – наиболее благоприятный сценарий развития событий. При нем исполнитель получает всего — лишь дополнительный геморрой в виде дополнительных обязанностей бесплатным дополнением к основным, и ненависть коллег, особенно тех, кто будет вместе с тобой претворять грандиозные планы в жизнь. Наградой будет некоторая доля опыта.
2. Инициатива по-началу принимается достаточно тепло, но как только разговор заходит о дополнительных затратах со стороны работодателя поступает контр -предложение опробовать сделать все на бесплатных аналогах.
3. Инициатива воспринимается удивленно: «У тебя наверно работы нет, что всякая ерунда в голову лезет: Вот тебе еще парочка заданий. Иди выполняй!»
4. Инициатива воспринимается устало: «Еще один умник нашелся. Пробовали до тебя подобные гении. (Например — он сам) Неужели ты думаешь, что чем-то лучше них?
5. Самый неприятный вариант развития событий: Своей инициативой ты перекрываешь кому-то дополнительный источник дохода, и автоматически становишься его врагом №1. Тяжесть последствий зависит от хитрости и могущества ущемленного.

Возможно еще множество вариантов развития событий. Поэтому, перед выдвижением любого «Рационализаторского предложения» рекомендую ответить себе на несколько вопросов:

1. Почему это не внедрили до сих пор?
2. Нужно ли это конкретному предприятию? (Бывает, проще пробить головой дырку в стене, чем убедить хозяина в необходимости внедрения CRM, или системы электронного документооборота).
3. Кому это будет выгодно/вредно?
4. Кто будет нести ответственность за выполнение/провал проекта?
5. Когда, в какое время и за счет каких средств будут проводится работы?
6. Что получишь лично ты? Какой у тебя интерес во всем этом? Стоит ли этот интерес затраченных сил на убеждение руководства в его необходимости и выполнение проекта? (Глупо внедрять IP-телефонию и получить в качестве «награды» крепкое рукопожатие)

В любом случае, следуют помнить, что в случае успеха плодами нововведения воспользуется хозяин, а исполнитель в лучшем случае получит разовую премию (Сомневаешься в этом? – Попробуй убедить его выдать тебе премию в определенный % от сэкономленных/заработанных денег. Если тебе это удалось – мне остается только выразить уважение столь мудрому руководителю.); а в случае неудачи всех собак повесят на «рационализатора» и исполнителя.

Работа за двоих
Еще один эпизод: Какое вознаграждение получит работник, добросовестно выполняя работу за двоих? — Максимум полторы, но никак не две, или более ставки. В худшем случае – ничего: «Понимаешь, людей не хватает, работы много. Кому-то надо ее делать»
С точки зрения наемника – полный абсурд; с точки зрения хозяина – норма. В итоге работник регулярно обкрадывается на 0.5 – 1 и более ставок, а владелец предприятия получает экономию на оплате труда, налогов, затрат на содержание дополнительного рабочего места, и т.д.
Всегда, при получении любого задания думай: Твоя ли эта работа? Не прикрывают ли тобой дыры руководители? (Ну не должна секретарша искать сотрудников, как не должен программист чинить розетки!) Особенно важно задавать эти вопросы при возникновении претензий к тебе: Довольно странно выглядит укор системному администратору в криво работающей пиратской программе. Мол «Мог бы найти кряк получше».

Ушлые сотрудники
В каждой организации встречаются сотрудники, с радостью обливающие тебя грязью при каждом удобном случае без видимых причин. И эти же сотрудники без колебаний обращаются к тебе за помощью, натянув маску дружелюбия, нередко даже с личными просьбами. В этих случаях важно помнить о правилах: Никакого благородства! Никаких великодушных жестов! Лицемер предельно вежливо и политкорректно отправляется в пеше-эротическую прогулку, даже если выполнение просьбы не стоит движения мизинца на ноге, благо поводов для отказа масса: «Я сейчас немного занят, подойдите попозже; Я обязательно займусь, как только немного освобожусь; К сожалению, я не знаю, как вам помочь; …»
Мразь должна знать свое место. Не стоит наивно думать, что после бескорыстной помощи с твоей стороны отношение к тебе с его стороны изменится: очередной ушат дерьма ты получишь при первом же удобном случае.

Стукачи
Стукачи – неотъемлемая часть любого коллектива.
Классификация стукачей:
- Идейные. У некоторых особей человеческого пола существует врожденная потребность стучать. Не важно кому и о чем. При правильном использовании бывают очень полезны.
- Заинтересованные. Такие надеются на какую – либо подачку со стороны руководства. И замечу, нередко ее получают.
- Обиженные. Просто мстят. Мстить могут за что угодно: не понятый анекдот, молодость, красавицу-жену, образование, и т.д. . Мстить могут спустя годы.
- Информаторы. Это просто их работа.
- Родственники и любовники. Эта миловидная и целомудренная на вид девушка регулярно трахается с твоим шефом. Так что он в курсе каждого твоего чиха. А этот рубаха-парень – племянник вашего главного бухгалтера, о чем ты можешь случайно узнать спустя годы работы в данной организации.

Вести себя стоит так, как будто на тебя направлены видеокамеры, изображение и звук с которых транслируются в прямом эфире на всю планету.

У стукачей есть и положительная черта: их можно использовать в качестве обратной связи с руководством. Ненароком брошенная фраза о полученном менеджером закупок откате с указанием на «доказательства» (Зачастую доказательства могут быть и фиктивными – особо разбираться не будут.), либо «советование» со стукачом по поводу предложенной вакансии в конкурирующей фирме, будут иметь несомненно больший эффект, чем непосредственное общение с работодателем.

Добрые дела
Особо осторожно стоит относиться к бескорыстной просьбе помочь в чем-либо. Просьба может заключаться как в предложении прикрыть на случай отсутствия на рабочем месте или при явном проколе, так и в обыкновенном совете.
Не стоит помогать всем подрят. Всегда думай: как бы поступил просящий, будь ты на его месте; что ты получишь за свои труды. Не думаю, что тебя устроит в качестве «благодарности» за потраченное время и силы, разбор полетов с руководством (или хуже) либо крепкое рукопожатие сослуживца.
Будь осторожен, раздавая советы: как минимум, ты выполняешь чужую работу и бесплатно несешь ответственность за результат следования твоим советам; как максимум – собственноручно выращиваешь своего конкурента. Тебе это надо?
Стоит помнить, что многие не любят чувствовать себя обязанными. Из приятеля легко превратится во врага.
Правило по поводу займа денег: Лучше не дать в долг и быть плохим, чем дать в долг и быть плохим. (Существует масса пословиц на эту тему). Да и в нынешнее время быстро получить кредит в банке честному человеку не составит труда.

Переработка
Вычисли стоимость часа твоего рабочего времени. Посмотри в ТК, сколько стоит сверхурочная работа или выход в выходной день. Спроси руководителя: готов-ли он оплачивать это время по закону? Любая переработка, особенно «нештатная» — результат неграмотности руководства. Почему ты должен оплачивать чужую некомпетентность?
Исключение: работодатель без лишних эмоций и разговоров отпускает с работы по личным делам.

Литература:

Серия «Менеджер мафии»

Й. Сгрийверс. «Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе»

Александр Деревицкий. «Партизанская война с работодателем. Как заставить начальника платить тебе больше» (аудиокнига MP3)