Сэкономить хочется всем, но удается не каждому. Иногда магазины предлагают скидочные карты и карты программ лояльности, но даже оформив их, мы часто не пользуется бонусами, которые при этом имеем. Может, еще не привыкли доверять и во всем ищем подвох – а может, просто ленимся.

Первые карточные программы лояльности родились всего 2 десятилетия назад – работа над их разработкой в том виде, который нам знаком, началась только в 1993 году. Произошло это в Англии, в сети супермаркетов TESCO.

Конечно, лояльные покупатели существовали всегда – например, когда мне улыбается продавщица в магазине, я часто хочу туда вернуться или купить побольше, чтобы поблагодарить за хороший сервис, даже если не имею карты постоянного посетителя.

Клубные карты разрабатывались с той же целью – только вместо благодарности покупателя магазину, уже магазин выражал свое «Спасибо» лояльному посетителю.

Первые клубные карты пришли на смену системе марок – за определенную купленную сумму клиентам выдавались зеленые марки, которые можно было обменять на определенные товары. Конечно, марки терялись и собрать их было очень неудобно – поэтому и была разработана более интересная и удобная для клиента система.

Система лояльности Теско предполагала накопление на карточном счету определенного процента потраченных денег, которые каждый квартал можно было использовать как реальные деньги — когда по почте клиентам приходил специальный ваучер на накопленную сумму. Результаты уже пробного запуска данной системы показали, что клиенты с удовольствием возвращаются в магазин, имея виртуальные деньги, и тратят эти суммы не на обычные продукты, а на те, которые обычно они не попробовали бы – на какие-то эксклюзивные, элитные товары, «балуют» себя. Для магазинов это обернулось прибылью, несмотря на затраты в ваучерную систему.

Современные программы лояльности пошли по похожему пути – они предлагают клиентам побаловать себя, купив необходимые вещи, а затем, с помощью скидок или акций, позволить себе немного больше. Польза скидочных карт, купонов, кодов неоспорима. Начиная от магазинов с одеждой, где карточки дают возможность купить больше вещей за ту же цену, и вплоть до карт авиаперевозчиков, делающих доступными путешествия, о которых раньше можно было только мечтать – если кто-то хочет поблагодарить, почему бы и не принять эту благодарность? Тем более что отказавшись, ничего не приобретаешь, пусть и не теряешь.